Маршрут на завтра

Приключения в Кхаджурахо

Мы приехали в Кхаджурахо рано утром 23 февраля. Вышли на перрон и на нас набросились туктукеры. К Жене подбежал пацаненок лет 17, с всклоченными черными волосами и они стали торговаться. Потом мы узнали, что его зовут Нанду. Договорились, что он довезет нас до кафешки. Вместе с ним было еще 3 парнишки.

Они спрашивали нас:
-Вы откуда? Давно в Индии? Как вас зовут? Это у тебя свои глаза такого цвета? У тебя красивые глаза и волосы. А у тебя мистер красивые усы (Женя перестал бриться в Индии). В машине Нанду стал объяснять Жене, почему 900 рупий за транспортировку до всех храмов Кхаджурахо, это не дорого, а Женя стал торговаться и в результате сбросил цену до 450. Потом мы ехали по встречке, по пустынной разбитой дороге, по бокам стояли огромные деревья, все было подернуто серым туманом. Нанду врубил на полную мощность индийские песни, и они стали чуть подтанцовывать и подпевать, оборачиваться к нам с горящими глазами.

(Пока я это писала около меня остановился индус и спросил — сколько стоит ноутбук? Мы ответили, что ноутбук стоит 200 долларов, он посмотрел как я печатаю, спросил с какой мы страны, куда едем, подарим ли мы ему ноутбук. Нет, ноутбук нам нужен для работы. Могу купить сказал он и белозубо улыбнулся. Мы повторили, что ноутбук мне нужен для работы. Он, потеряв к нам интерес и пробормотав ОК, удалился)

К Жене подошел упитанный дядечка с лукавыми карими глазами лет 50 и стал предлагать свои услуги гида. Началось с 900 рупий, сторговались за 700. У него была забавная манера построения фраз.

– Этот который дзженщин есть, очень эротичный, красивый. Но понять его было можно и он показал нам много барельефов, о которых я читала, а одни мы возможно не нашли бы их. Объяснил, что в Камасутре 64 позы. Храмы эти были своего рода реклама для простого народа, который должен был как можно быстрее воспроизводиться для того, чтобы поставлять солдат для армии.

Мы ходили от храма к храму, барельефы завораживали. Желтые, из песчаника женщины и мужчины, женщины с мужчинами, женщины с женщинами, женщины с собаками, мужчины с лошадьми, но сцены были не только по камасутре. Были барельефы, изображающие богов и богинь, сценки из жизни. Все они были гармоничны и естественны и как ни странно не возбуждали, а транслировали мысль о боге, о величии и тщетности всего живого. Кокетливые, улыбающиеся фигурки, они не повторяли женских пропорций, но дышали женственностью. Гид Виджа пригласил нас на свадьбу брата в деревню 6 км от Кхаджурахо и к себе домой в гости.

Мы поблагодарили его, и пошли искать Нанду. Нанду нигде не было, телефон его не отвечал и мы предпочли свалить с площади, потому что к нам сразу подбежало 10 человек. – Мистер, заходите в мой магазин, отличное серебро, лучший кашемир, сувениры, наперебой назойливо зазывали они.

Мы съездили еще в 2 храма Кхаджурахо, там вход был бесплатный и за нами увязался друг Нанду, который сообщил что он студент, учит русский. С произношением и окончаниями у него была беда. «В» он произносил как «б» и по пятам следовал за нами и комментировал на ломаном русском барельефы. Я начала поправлять его, он говорил, да, да, и старался воспроизвести, то что я ему сказала. У него было круглое лоснящееся лицо, белые кривые зубы и он был одет с моей точки зрения забавно, в спортивный костюм, шлепки и вязаную шапочку, драную с одного конца.

Он сказал, что у него недалеко магазин и он просит нас туда зайти. – Ничего покупать не надо, посмотрите, мы только открылись. Зашли, это была комната метров 40, два столба посередине упирались в крышу одноэтажного домика, на стенах висели красивые яркие шарфы, ковры на стену, покрывала, тканые яркие сумки со слонами и вышивкой, стояли деревянные слоны, раскрашенные и разрисованные цветочным орнаментом.

Нам понравилось одно оранжевое покрывало со слонами, но Женя заметил на нем дырки. Продавец сказал, что если мы подождем чуток, он принесет нам точно такое же. Пока его гонец ходил, продавец стал показывать кашемировые тонкие и шелковистые шарфы. Стоили они от 10 долларов до 100. Покрывало, которое он принес, было с огромной дырищей и мы откланялись, сказали, что остальные не подходят по цветам.

Поехали обедать в нелепое строение ярко розового цвета с башенками, с претензией на гламур, это был ресторан, в который нас везли наши тимуровцы — туктукеры. Они потом проговорились, что у них там родственник работает. Там мы отлично поели и сидели до 5 часов в интернете.

Вышли, решили прогуляться и нас снова окружили торговцы. – Сэр, зайдемте в мой магазин! Очень харашо! Серебряные вещи! Ничего покупать не надо! Только посмотреть! Тук-тук, сэр?

Мы пошли в сторону храма, который еще не посещали. Вместе с нами ехал один парень на велосипеде, шел Нанду, Аман, и потом присоединился парнишка постарше, лет 20, с хохолком нагеленных волос, который сказал, что он студент. Мы углубились в домики, там были очень узкие улочки, уже даже чем в Европе, невысокие домики, меньше чем наши сараи, с маленькими дверьми, куда можно было зайти только наклонившись. Студент объяснил, что это дома низшей касты и что для того, чтобы зайти — придется наклониться — выразить уважение, иначе лоб расшибешь. Он показал нам каменный холодильник, придуманный давно, а щас использующийся как галошница.

Показал нам останки барельефов, объяснил, что если люди из деревни находят останки статуй, они их тянут к себе в храм или кладут в место, которое потом становится храмом. Студент рассказал нам, что разделение на касты видно по всему. Мы шли по грязной узкой улице низшей касты, домики были маленькие разноцветные с крохотными дверьми, когда мы подошли к домам брахманов, высшей касты, улицы стали как будто шире, чище, светлее, дома были только голубого и белого цвета. Студент объяснил нам, что низшие касты убирают здесь. Женю окружили толпа детей кричащих – Шоколад, шоколад, но потом они убежали.

Мы дошли до школы, организованную волонтерами. Школы в Индии бесплатные, но за форму и учебники надо платить. Дети низших каст не смогут себе позволить учиться. Студент познакомил нас с профессором. Класс, доски — профессор объяснил, что все это после ремонта. Сама школа- 3 класса, один на улице. Под навесом стояло парт 20, в другой маленькой комнате все то же самое. В каждом классе одновременно занимаются 60 детей. До недавнего времени все они сидели на полу.

Пока я рассматривала школу, в дворик зашла корова и просунула голову в открытую дверь. Оттуда понеслись крики, и корова с достоинством удалилась. Вслед ней выглянула красивая девушка. Увидела меня и ее карие глаза расширились от удивления. Мы пошли дальше, студент объяснил, что касты отличаются даже по украшениям – например, низшая каста может носить только бронзу, далее медь, серебро и золото для брахманов. Он объяснил, что народ здесь не платит налогов, только оплачивает электричество, потому что здесь живут фермеры. В подтверждение его слов мы прошли через несколько открытых хлевов, где стояли и жевали коровки и быки, которых здесь называют буйволами.

Мы расстались со студентом, которому Женя дал 100 рупий за экскурсию и пошли на соревнования по танцам, которые уже начались несколько дней назад. Было очень красиво, потому что декорациями выступал храм Кхаджурахо. Плавные и быстрые и яркие танцовщицы кружились в танце. Мы сидели до 9, потом пошли искать Нанду и Амана, которые должны были отвезти нас на вокзал.

Нас мигом окружили рикши: «Хэллоу сэр, рикша сэр!» Спасибо, у нас есть рикша, нам нужен Нанду! Аааа, Нанду! – они стали переговариваться между собой и вышел паренек в красном, который ехал с нами с вокзала. Я ему позвоню, а вы пока зайдите в наш магазин. Ладно, согласились мы.

Мы вышли из магазина и брели, окруженные толпой, а паренек уговаривал взять рикшу и ехать на вокзал, а деньги он Нанду передаст. Но нам, почему-то, такой план не нравился. Вдруг откуда-то сбоку появился Нанду, Аман, и все как-то рассосались.

После еще одного магазина они повезли нас на вокзал. Ехали мы по туманной дороге, ничего не было видно, но Нанду врубил индийскую музыку и парнишки всю дорогу подпевали, оборачиваясь и улыбаясь нам. Ветер охлаждал наши лица, играл с волосами, музыка делала все вокруг похожей на сцену индийского фильма.

Мы приехали на вокзал слишком рано. Ребята предложили пойти попить чаю, недалеко. Ок, пошли. Мы шли в темноте за парнишками, которые отлично ориентировались. Было слишком темно, чтобы понять, как все это выглядит. Там точно было что-то в виде барной стойки, стояло 2-3 низких стола и пластиковые стулья, справа был диван, и на нем кто-то храпел. Все это освещалось светом одного маленького фонарика, направленного со стойки на стол и разрезающего темноту своим лучом пополам.

Они угостили нас чаем с хрустящими лепешками — солеными и острыми как чипсы, я достала бутылочку вина, купленную в Дели. Они разлили на всех, выпили, и стали наперебой рассказывать о своих мечтах.

Я хочу, чтобы в Кхаджурахо не было каст. В больших городах этого нет, и я хочу, чтобы настало время, и каст не было и у нас, — говорил друг Нанду, блестя глазами.
Я верю, что так и будет, сказала я ему, и надеюсь, что это время наступит быстрее, чем я думаю.

Оставить комментарий

Вы можите воспользоваться XHTML: Line-breaks are automatic. Available tags are <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>